Интерактивные методы
обучения
Модернизация российского образования существенно затрагивает
организацию учебного процесса в общеобразовательных учебных заведениях.
Одной
из главных задач совершенствования системы школьного образования
является
создание условий для самореализации и развития учащихся.
Самореализация
учащихся в учебной деятельности возможна с
помощью различных способов и методов. При этом большое значение в
современной
науке отводится интерактивным методам обучения, так как они
ориентированы на
активную совместную учебную деятельность, общение, взаимодействие
учителя и
учащихся и позволяют выстроить образовательное пространство для
самореализации
учащихся.
Определение:
Интерактивный
(«Inter»
– это взаимный, «act» –
действовать) – означает взаимодействовать, находится в
режиме беседы, диалога с кем-либо.
Интерактивные
и активные методы имеют много общего. В
отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более
широкое взаимодействие
обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на
доминирование
активности учащихся в процессе обучения.
В настоящее время понятие
"интерактивные методы
обучения" наполняется новым содержанием, приоритетная роль в нем
отводится: взаимодействию; развитию навыков общения личности; развитию
и
осуществлению социального опыта людей; учебно-педагогическому
сотрудничеству
между участниками образовательного процесса.
Таким образом,
интерактивный метод можно рассматривать как
самую современную форму активных методов.
К
интерактивным методам могут быть отнесены следующие:
- дискуссия
- эвристическая
беседа
- «мозговой
штурм»
- ролевые,
«деловые» игры
- тренинги
- кейс-метод
- метод
проектов
- групповая работа с
иллюстративным материалом
- обсуждение
видеофильмов и т.д.
К
сожалению, на данный момент не существует четкой
классификации интерактивных методов обучения. Возможно, это связано с
тем, что
нет четкого разграничения активных и интерактивных методов обучения,
одни и те
же виды методов относят
как к
активным, так
и к
интерактивным.
Если
рассматривать исследования по данной теме, то можно
найти разнообразные виды классификаций, например:
Г.
С. Харханова классифицирует интерактивные методы обучения
на основании формирования мотивации конфликта на три группы, в зависимости от
спектра возможностей:
- интерактивные
методы обучения с широким спектром возможностей,
- интерактивные
методы обучения со средним спектром возможностей
- интерактивные
методы обучения узким спектром возможностей.
О.
А. Голубкова, А. Ю. Прилепо классифицируют интерактивные
методы обучения на основе их коммуникативных функций, разделяя их на
три
группы:
- дискуссионные
методы
·
диалог
·
групповая дискуссия
·
разбор и анализ жизненных ситуаций
- игровые методы
·
дидактические игры
·
творческие игры, в том числе деловые, ролевые
игры,
·
организационно-деятельностные игры
·
контригры
- психологическая
группа интерактивных методов
·
сенситивный и коммуникативный тренинг
·
эмпатия.
Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова
классифицируют интерактивные
методы обучения также на три группы:
- дискуссионные
· диалог
· групповая
дискуссия
· разбор
ситуаций из практики
- игровые
· дидактические
и творческие игры,
в том числе
деловые и ролевые,
· организационно-деятельностные
игры);
- тренинговые
· коммуникативные
тренинги
· тренинги
сензитивности.
В
любом случае, как видно из вышесказанного, интерактивные
методы необязательно связаны с использованием информационных
технологий. Но в
современном мире сложно представить обучение без использования
компьютерных
технологий.
Родс и Азбелл, Бент Б.
Андерсен и Катя ван ден Бринк в своих работах о медиаобразовании
указывают три типа интерактивности в мультимедийных технологиях.
Реактивное взаимодействие: пользователи
проявляют ответную реакцию на предлагаемые им
ситуации. Последовательность ситуаций жестко фиксирована, и возможности
управления программой незначительны
Активное взаимодействие: пользователи
контролируют программу, т. е. сами решают, в каком порядке выполнять
задания и по какому пути следовать в изучении материала в рамках
мультимедийного продукта.
Обоюдное взаимодействие: пользователи
и программы способны взаимно адаптироваться друг к другу, например в
системах виртуальной реальности. Возможности контроля пользователем, как
и при активном взаимодействии, расширяются.
Аствацатуров Г.О.
предложил таблицу, где уровни интерактивности прописаны как для
учителя, так и для ученика (щелкните по таблице для увеличения):
Информационные технологии
как средство интерактивного обучения
В настоящее время с помощью
современных средств
информационно-коммуникационных технологий преподаватели могут создать
свой
учебно-методический комплекс и провести творческий и запоминающийся
урок,
привлекая к его созданию своих учеников.
При
определении понятия и сущности «информационные
технологии» необходимо отметить следующее:
1. Содержание
понятия «информационная технология» раскрывается на
обобщенном представлении категории
«технология» и вводится как один из видов
технологий, а не как самостоятельная
и самодостаточная категория, что характерно практически для всех
определений,
дающихся в учебной и научной литературе.
2. Как
следствие информационные технологии не сводятся исключительно к так
называемым
«новым» информационным технологиям, подразумевающим
использование только
средств компьютерной техники.
3. В
состав технических средств, обеспечивающих реализацию информационных
технологий
на равных основаниях, включены организационная, коммуникационная и
компьютерная
техника, используемые в образовательной деятельности.
Итак,
понятие «информационная технология» базируется на
понятии «технология». Наиболее распространенным
является определение,
зафиксированное в различных энциклопедиях и словарях:
«ТЕХНОЛОГИЯ (от греч.
techne — искусство, мастерство, умение и ...логия) -
совокупность методов
обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья,
материала
или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства
продукции...». Опираясь
на рассмотренное содержание понятия «технология»,
можно сформулировать
следующее определение понятия «инфор¬мационная
технология»:
Информационная
технология — это совокупность средств и
методов их применения для целенаправленного изменения свойств
информации,
определяемого содержанием решаемой задачи или проблемы
Классификация информационных
технологий
Средства и методы информационных
технологий включают в себя:
—
комплекс
технических средств;
—
средства
управления техническим комплексом – программное обеспечение;
—
организационно-методическое
обеспечение.
Комплекс технических средств
Для классификации технических средств
более содержательной
является функциональная группировка, отражающая целевое предназначение
технических средств. В этом отношении можно выделить:
—
средства
организационной техники;
—
средства
коммуникационной техники;
Средства
организационной техники
Организационная техника включает в
себя различные и
разнообразные средства облегчения и обеспечения образовательного
процесса от
канцелярской «мелочи» (скрепки, кнопки, ластики и
т. п.) до сложнейших
комплексов копировального и проекционного оборудования.
Можно
перечислить следующие наиболее распространенные
технические средства, используемые в образовании:
- Аудиосредства
(диктофоны, плееры, музыкальные центры и т.д.)
- Графические и
фотографические средства (фотоаппараты, карты памяти, электронные книги
и т.д.)
- Видео и
телевизионные средства (телевизоры, видеокамеры, видеоплееры,
DVD-плееры и т.д.).
Средства
коммуникационной техники
Коммуникационная
(телекоммуникационная) техника включает в
себя различные средства передачи информации (телефоны, факсимильная
вязь,
локальная связь, Интернет и т. д.).
Современные телекоммуникационные
технологии и размещенные на
них распределенные телекоммуникационные ресурсы учебного назначения
характеризуются широким использованием обучающих программ и электронных
учебников, доступных обучаемым в системе открытого образования с
помощью
Интернета.
В последнее время лидирующие позиции
в Интернет технологиях занимают
сервисы
WEB 2.0, которые также активно применяются в проектной
деятельности. С
их помощью современные школьники могут гораздо эффективнее реализовать
себя
социально.
Средства
компьютерной
техники
Компьютерная
техника включает в себя
различные виды
автоматических средств выполнения разнообразной обработки информации:
компьютерные
мультимедиа-средства записи, обработки и воспроизведения звука; записи
обработки и визуализации текста, графических и фотографических
объектов;
записи, обработки и воспроизведения видео и т.д.
Из
компьютерных средств обучения на данный момент, лучшее,
что существует для взаимодействия учителя с классом – это
интерактивные
доски.
В них объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством.
Такая
доска создана не просто для наглядного, убедительного
и доступного объяснения учебного материала, но также позволяет
обеспечить
наиболее полное взаимодействие учителя с учеником и повысить активность
и
мотивацию учащихся.
Средства управления
техническим комплексом – программное обеспечение
Программное
обеспечение – это совокупность программ,
выполняемых компьютером, а также вся область деятельности по
проектированию и
разработке программ.
- Операционная
система
- Сжатие и
архивирование файлов
- Защита от вирусов
и других типов вредоносных программ, хакерских атак и спама
- Электронный
многоязычный словарь
- Оптическое
распознавание документов
- Создание и
редактирование текстов
- Создание и
редактирование электронных таблиц
- Создание и
редактирование мультимедийных презентаций
- Создание и
редактирование блок-схем
- Управление базами
данных
- Управление
электронной почтой и персональными контактами
- Работа с
графическими изображениями
- Вёрстка и
подготовка публикаций
- Монтаж аудиозаписей
- Монтаж видеозаписей
- Создание и
редактирование интернет-приложений
- Объектно-ориентированное
программирование и разработка приложений
- Управление
общеобразовательным учреждением
- Исключение доступа
учащихся к интернет-ресурсам, несовместимым с задачами их воспитания
- Создание и
редактирование интерактивных мультимедийных материалов
Организационно-методическое
обеспечение
Организационно
— методическое обеспечение увязывает реализацию
всех действий технических средств и персонала в единый процесс и
включает в
себя:
- нормативно-методические
материалы по подготовке и оформлению различных документов в рамках
решения
конкретной задачи;
- инструктивные
и нормативные материалы по эксплуатации технических средств, в том
числе по
технике безопасности работы и по условиям поддержания нормальной
работоспособности оборудования;
- инструктивные
и нормативно-методические материалы по организации работы в рамках
конкретной
информационной технологии.
Источники:
1. Двуличанская
Н. Н.
Интерактивные методы обучения как
средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование:
электронное
научно-техническое издание. 2011. - №4.
2. Курышева
И.В.
Интерактивные методы обучения как фактор
самореализации старшеклассников в учебной деятельности при изучении
естественнонаучных дисциплин // Диссертация на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2010.
3. Курышева
И.В.
Классификация интерактивных методов
обучения в контексте самореализации личности учащихся // Известия
Российского
государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. -
№112.
4. И.
К. Корнеев, Г.
Н. Ксандопуло, В. А. Машурцев. Информационные
технологии. ТК Велби. – 2007.
5. Аствацатуров Г.О. Три уровня интерактивности мультимедийной разработки // Сайт
Дидактор
Дополнительные ссылки:
1 коммент.:
Привет всем, я Адрик Вадим, живу в городе Курган, я хочу поделиться со всеми вами здесь о том, как господин Беньямин помог мне с ссудой в 15 000 000,00 рублей на начало доставки еды и напитков после того, как у меня есть работа несколько отелей здесь, в кургане, просто чтобы заработать на жизнь, но, к сожалению, у меня все еще были трудности с оплатой аренды, но я благодарю Бога за то, что теперь я работаю самостоятельно, и на моем попечении работают 5 человек. Если вы ищете финансовой свободы, я посоветую вам связаться с г-ном Бенджамином, отправив это электронное письмо ниже и укажите номер приложения. 247officedept@gmail.com + 1-989-394-3740
Отправить комментарий